Мочекаменная болезнь у кошек

Мочекаменная болезнь у кошек Подробнее

Мочекаменная болезнь у кошек - лечение на дому

мочекаменной болезни у кошек

Мочекаменная болезнь - одна из наиболее распространенных патологий, наблюдаемых у кошек, сопровождающаяся образованием песка и камней в мочевом пузыре (не в почках!).

Из-за анатомических особенностей коты страдают от этого заболевания гораздо чаще, чем кошки. Впервые заболевание проявляется обычно в возрасте от 2 до 6 лет. Мочекаменная болезнь у котов, собак и других животных может не проявляться длительное время.

мочекаменной болезни у кошек

Симптомы мочекаменной болезни у кошек - зависят только от размеров, формы и месторасположения образовавшихся камней. Если уролиты не застревают в уретральном канале, не препятствуют ходу мочи, не имеют острых краев, приносящих болевые ощущения и повреждающих поверхность слизистой, то болезнь может протекать довольно долго и незаметно для владельцев животного.

При этом камень в организме может «нарастать» в течение длительного времени – года-двух. Опаснее всего мочекаменная болезнь проявляется у котов. Это связано со строением их уретры. Имея С-образный изгиб этот орган еще и достаточно узкий, что затрудняет проходимость песка и тем более камней.

В результате может произойти полная закупорка уретры, и если коту не оказать ветеринарную помощь, то задержка мочи может спровоцировать нарушение функции почек, отек мозга и остановку сердца, в результате чего животное может умереть.

Причины мочекаменной болезни у кошек.

мочекаменной болезни у кошек

У кошек образуются камни преимущественно двух типов. Это струвиты (трехвалентные фосфаты) и оксалаты (соли щавелевой кислоты). Мочекаменная болезнь у кошек развивается иначе, чем у людей и собак. Основной причиной выпадения в осадок струвитов является несбалансированное кормление, а именно - избыток в кормах магния и фосфора и изменение кислотности мочи.

Такие условия часто возникают при кормлении рыбой - традиционно кошачьей пищей. Серьезным фактором риска является ожирение, а не кастрация, как принято считать.

Также, вопреки распространенному мнению, кормление сухими кормами не приводит к мочекаменной болезни, если не ограничен доступ животного к воде, а при использовании кормов профессионального и премиум класса заболевание даже профилактируется. Оксалаты (встречаются реже) выпадают в осадок в основном у котов и кошек старше 8 лет из-за закисления мочи компонентами корма и др. причин.

Развитие заболевания и клинические признаки мочекаменной болезни у кошки.

Выпадая в осадок, струвиты или оксалаты образуют кристаллы в виде песка и камней. Кристаллы, проходя с мочой по мочеиспускательному каналу, царапают его, вызывая боль, воспаление и кровоточивость. Внешне это проявляется учащенным болезненным мочеиспусканием, иногда с примесью крови. В дальнейшем мелкий камень или несколько песчинок задерживаются в мочеиспускательном канале и превращаются в пробку, которая препятствует оттоку мочи из мочевого пузыря.

Опасность может представлять неадекватное опорожнение мочевого пузыря, когда мочи образуется больше, чем оттекает наружу. При этом кот мочится по каплям, а мочевой пузырь постепенно переполняется. Обнаружить переполнение мочевого пузыря можно прощупыванием живота: в норме мочевой пузырь - единственное шаровидное образование в животе размером не больше крупного грецкого ореха.

Переполнение мочевого пузыря свидетельствует о задержке мочи - опасном для жизни состоянии, которое требует немедленной врачебной помощи. Поскольку почки выделяют мочу непрерывно, независимо от того пьет животное, или нет, моча все время поступает в мочевой пузырь, растягивая его. Если мочеиспускательный канал закрыт пробкой, пузырь перерастягивается, вызывая постоянные и безрезультатные позывы к мочеиспусканию.

В это время общее состояние животного заметно ухудшается: из-за перерастяжения лопаются кровеносные сосуды мочевого пузыря, кровь изливается в просвет пузыря, а моча попадает в кровь, отравляя организм. Кот отказывается от корма и воды, мало двигается, постоянно пытается помочиться. Со временем появляется рвота, дрожь и судороги, как признак тяжелого отравления компонентами мочи.

В первую очередь, в такой ситуации необходимо сделать анализы крови и мочи. В связи с этим мы рекомендуем Вам обращаться в клинику, которая располагает собственной лабораторией, ведь тогда на ожидание результатов анализов у Вас уйдет минимум времени.

Во-вторых, необходимо сделать рентгенологическое обследование и контрастные рентгенограммы. Это позволит установить наличие камней, а также их размер, форму и местоположение. И наконец, необходимо провести УЗИ – этот метод не даст сведений о камнях и песке, однако он позволит оценить изменения органов, вызванные заболеванием.

Прогноз лечения мочекаменной болезни у кошек.

мочекаменной болезни у кошек

При своевременном обращении и квалифицированной помощи прогноз обычно хороший. По нашей статистике задержка мочи свыше 4 суток приводит к гибели каждого второго кота. При более ранних сроках обращения результаты лечения значительно лучше. При соблюдении всех рекомендаций рецидивы мочекаменной болезни мы практически не наблюдаем.

Лечение и профилактика мочекаменной болезни у кошек.

В зависимости от степени заболевания, размера камней, возраста и состояния животного ветеринарный врач выбирает способ лечения. При этом цель любого метода – это удаление камней из организма пациента. На сегодняшний день в ветеринарной медицине существуют следующие методы лечения:

Консервативное лечение применяется только при первых степенях заболевания. Наряду с применением лекарств, врач обязан назначить животному строгую диету, исключив из рациона все продукты, провоцирующие появление камней и песка. Для каждого пациента этот список составляется индивидуально, исходя из анализов, поскольку камни и песок имеют свою природу.

Катетеризация – это способ выведения песка и мелких камней. Для этого используется катетер (инструмент в виде трубки), который водится прямо в мочевой канал.

Уретростомия – применяется при наличии более крупных камней и более плотной закупорке уретры. Это операция, которая позволяет установить постоянное отверстие в уретре, через которое удаляются уролиты. Отверстие не должно зарастать, пока состояние животного не стабилизируется.

Цистотомия – хирургическое вскрытие полости мочевого пузыря для удаления камней. Такие меры принимают, если камни достигают размеров, не позволяющих извлечение с помощью менее радикальных способов.

Наряду с устранением камней, ветеринарный врач должен установить наиболее вероятную причину их появления. Необходимо диагностировать заболевания, которые могли спровоцировать мочекаменную болезнь у кошек и собак, это могут быть проблемы с печенью или даже онкологические заболевания.

Во время лечения мочекаменной болезни также необходимо корректировать и поддерживать нормальную работу всех систем организма, а именно: интенсивно бороться с интоксикацией и восполнять потерю крови и жидкости, контролировать функцию почек и сердца, не допускать переохлаждения животного. Весь этот комплекс задач решается грамотной инфузионной терапией (капельницы) в сочетании с дополнительными исследованиями мочи, крови и сердечной функции.

Для предотвращения образования и растворения имеющихся камней в мочевом пузыре обязательно назначают специальный диетический корм. Выбор диеты осуществляют в зависимости от типа камней, вызвавших заболевание. Наилучшие результаты для растворения струвитов по нашим наблюдениям дают Royal Canin Urinary Programme LP-30 (старое название Felistar S-10) и Waltham diet lower urinary tract support (старое название Whiskas low pH-control diet). Однако, в применении диетических рационов необходимо учитывать некоторые нюансы.

Например, подкисляющее действие корма на мочу может быть как избыточным, так и недостаточным. Поэтому в процессе лечения требуется неоднократное исследование мочи. Основа профилактики мочекаменной болезни у котов - это сбалансированный рацион и предотвращение ожирения. На наш взгляд прекрасно профилактируют мочекаменную болезнь корма марки Royal Canin (особенно серия VetCat), корма марки Hill's. Неудовлетворительные результаты наблюдали после кормления кормами Doko, Dr. Clauders, Kitekat и Darling.

Категорически не рекомендуется кормить рыбой (любой).

Стериализация
Евтаназия